2. Образовательная сфера все дальше уходит от государства, яркий пример – профессиональное образование, на рынке нет крупных государственных игроков с качественным продуктом, поляну заняли SkillBox, Гикбрэйнс и другие. Но удивительно, что школьное, школьное дополнительное, дошкольное образование идет довольно быстро в сторону коммерческих структур. Причина очевидная: качество продуктов и сервис.
Быстро меняющийся по своей сути предпринимательский подход, подстраивается под клиента и закрывает серьезные боли родителей и детей (онлайн обучение, качество контента, результативность). Если раньше боли школьного образования и пробелы в знаниях закрывали репетиторы на дому, потом в онлайне, то сегодня рынок готов платить не репетитору, а образовательным компаниям. Обычные школы просто не могут так быстро меняться и давать альтернативу: бюрократия, согласования, зарегулированность с одной стороны защищают самый уязвимый пласт общества от черных лебедей, с другой тормозят развитие индустрии в целом. Выход Сбер Класса и его коллаб со школами показывает, что а) государство в целом готово меняться и сотрудничать и б) делает это с сопротивлением, скрипом и присущим ему снобизмом.
Сюда же добавлю кейс Maximum – Школьная программа, это мероприятие в школах по всей России, где наши спикеры делятся полезным контентом и заодно продвигают услуги, так вот, там столько нюансов работы со школами, начиная от «не пустим вас» и заканчивая «пустим, но за презент» или «никаких листовок» или «ни слова про это, про то и никакой рекламы», в общем много нюансов, чувствуется сопротивление.
3. ВУЗы готовы к сотрудничеству. Они в свою очередь зарегулированные не так жестко и с бОльшей управляемостью на местах идут на контак охотнее, это доказывает подписанный сегодня на выставке договор Maximum Education и Питерского Политеха, с Политехом у нас уже запущен курс, который успешно продается.